Номинация
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА — ДЛЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ
Наставничество - это мост,между опытом и будущим страны!!
Проблематика

Отсутствие системного наставничества в стране – это серьезная проблема, которая негативно влияет на различные сферы жизни, от образования и профессионального развития до социальной мобильности и экономического роста. Можно выделить несколько ключевых аспектов этой проблемы: * Замедленное профессиональное развитие: Молодые специалисты, не имея доступа к опыту и знаниям наставников, дольше адаптируются к рабочему процессу, совершают больше ошибок и медленнее развивают необходимые компетенции. Это снижает их производительность и конкурентоспособность на рынке труда. * Трудности в карьерном росте: Без поддержки и руководства наставника молодым людям сложнее определить свои сильные стороны, поставить карьерные цели и разработать стратегию их достижения. Это может привести к неудовлетворенности работой и "выгоранию". * Упущенный потенциал: Отсутствие наставничества может привести к тому, что талантливые молодые люди не смогут полностью раскрыть свой потенциал из-за отсутствия необходимой поддержки и ориентирования. * Снижение инновационной активности: Наставники могут играть важную роль в развитии предпринимательских и инновационных идей у молодежи. Отсутствие такой поддержки может привести к снижению количества стартапов и замедлению технологического прогресса. * Разрыв между поколениями: Наставничество способствует передаче знаний, опыта и ценностей от старшего поколения к младшему. Отсутствие такой связи может усилить разрыв между поколениями и привести к потере ценного опыта. * Неравенство возможностей: В отсутствие формализованных программ наставничества, доступ к нему часто имеют только те, у кого есть необходимые связи и ресурсы. Это усиливает социальное неравенство и ограничивает возможности для молодых людей из менее привилегированных групп. Решение проблемы отсутствия наставничества требует комплексного подхода со стороны государства, образовательных учреждений и бизнеса. Необходимо разрабатывать и внедрять эффективные программы наставничества, обучать наставников и популяризировать культуру наставничества в обществе.

Действие/решение

Решение проблемы недостаточного развития наставничества в сельской местности требует комплексного подхода с участием государства, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса и самих сельских жителей. Вот некоторые ключевые направления работы: 1. Разработка и внедрение целевых программ наставничества: * Программы для молодых специалистов: Ориентированы на привлечение и закрепление молодых кадров в сельской местности, предоставляя им поддержку опытных наставников в начале карьеры. Важно учитывать специфику разных отраслей: сельское хозяйство, образование, медицина и т.д. * Программы развития предпринимательства: Помощь начинающим предпринимателям в сельской местности через наставничество со стороны опытных бизнесменов, фермеров или специалистов в области сельского хозяйства. Включают обучение основам бизнеса, маркетинга, финансового управления и доступ к ресурсам. * Программы сохранения культурного наследия: Передача знаний и навыков традиционных ремесел и культурных практик от старшего поколения к младшему. Организация мастер-классов, workshops и других мероприятий с участием опытных мастеров. 2. Подготовка и поддержка наставников: * Обучение наставников: Специальные тренинги и курсы для развития навыков наставничества, коммуникации, межличностного взаимодействия и понимания специфики работы в сельской местности. * Создание сообществ наставников: Платформы для обмена опытом, лучшими практиками и взаимной поддержки между наставниками. * Признание и поощрение работы наставников: Системы материального и нематериального стимулирования для привлечения опытных специалистов к наставничеству. 3. Инфраструктурная и ресурсная поддержка: * Финансирование программ наставничества: Выделение бюджетных средств на разработку, внедрение и поддержку программ наставничества. * Создание онлайн-платформ и ресурсов: Разработка онлайн-платформ для связи наставников и наставляемых, обмена информацией и доступа к образовательным материалам. Это особенно важно в условиях удаленности и ограниченного доступа к ресурсам в сельской местности. * Организация мероприятий и стажировок: Проведение конференций, семинаров, стажировок и других мероприятий, способствующих развитию наставничества и обмену опытом. 4. Информационное сопровождение и популяризация наставничества: * Распространение информации о программах наставничества: Использование различных каналов коммуникации для информирования жителей сельской местности о возможностях участия в программах наставничества. * Создание успешных кейсов и историй: Публикация историй успешного наставничества в сельской местности для мотивации и вдохновения. * Формирование культуры наставничества: Проведение мероприятий, направленных на популяризацию идеи наставничества как важного инструмента развития сельских территорий. 5. Мониторинг и оценка эффективности: * Разработка показателей эффективности программ наставничества: Отслеживание ключевых показателей, таких как уровень закрепления молодых специалистов, развитие предпринимательства, улучшение качества жизни и т.д. * Регулярный мониторинг и оценка программ: Сбор данных и анализ эффективности программ наставничества для их постоянной оптимизации и улучшения. Внедрение этих мер позволит создать эффективную систему наставничества в сельской местности, способствующую ее устойчивому развитию и повышению качества жизни населения.

Результат

Мой опыт наставничества в Канашском муниципальном округе, будучи председателем Российского союза сельской молодежи и преподавателем в сельской школе, ярко демонстрирует положительное влияние целенаправленной работы с молодежью. Участие активистов в федеральных программах, первом в Росии агролагере, победа на региональном этапе в конкурсе "Школьный агростартап" ,а так же триумфальное первое место по России и активная волонтерская деятельность – это конкретные и впечатляющие результаты моей работы как наставника. Коротко про конкурс " Школьный агростартап" - Весной 2024 года я победил в региональном этапе конкурса " Молодые предприниматели села" со своим проектом "Столярная мастерская, бучение подрастающего поколения",а после, занял третье место на федеральном уровне,среди всех регионов страны. На эту победу меня вдохновил глава региона Николаев Олег Алексеевич. Поддержал и дал напутственные слова. И спустя некоторое время, мой ученик Кирилл Трофимов(8 класс) вдохновившись моими успехами пожелал принять участие в конкурсе от Российского союза сельской молодежи" Школьный агростартап" Мы написали бизнес проект,проработали всё до мелочей. В итоге он занял первое место не только в Республике, но по России!!! Это ли не яркий пример наставничества. Благодаря участию в программе " Подвиг Села" ,ребята побывали в Совете Федерации. Единственные по республике и лучшие по стране. Мы с учениками собирали истории их бабушек и дедушек. В итоге истории прабабушек,тружениц тыла , Голиной Евгении и Скворцовой Милены оказались самыми пронзительными и трепетными. Работа в треках РССМ " Кадры для села" продолжается. Так же являясь председателем Молодежного парламента в Канашском МО удалось поучаствовать в законодательных инициативах регина. Наряду со всеми достижениями считаю одним из главных примера как родителя,отца. Для меня важно быть для своих сыновей примером для подражания и гордости. Считаю это важным в процессе воспитания детей. По собственной инициативе предложил свою кандидатуру председателя " Совета Отцов" в МБОУ " Большебикшихская СОШ" и Канашского муниципального округа. Так же,с недавних пор ,заместитель председателя Регионального Родительского Комитета. Дважды стипендиат главы Республики Чувашия,за особую творческую устремленность, мне важно показать моим ученикам и сыновьям,что государство ценит их достижения и успехи. Этот пример показывает, как наставничество может способствовать: * Развитию лидерских качеств и инициативности у школьников: Участие в конкурсах и программах требует от ребят самостоятельности, ответственности и умения работать в команде. * Профессиональной ориентации и выбору будущей профессии: Агролагерь и конкурс "Школьный агростартап" знакомят школьников с сельским хозяйством и потенциальными карьерными возможностями в этой сфере. * Формированию активной гражданской позиции: Волонтерская деятельность воспитывает чувство ответственности за свое сообщество и желание вносить вклад в его развитие. * Расширению кругозора и получению новых знаний и навыков: Участие в федеральных программах и конкурсах дает школьникам доступ к информации, ресурсам и опыту, которые недоступны в рамках обычной школьной программы. Будучи депутатом собрания депутатов Канашского муниципального округа, к тому же в свой первый срок, считаю важным совмещать все гражданские инициативы воедино. Представление интересов жителей, развитие местного самоуправления ,организация взаимодействия с жителями и содействие развитию гражданских инициатив, всё это тесно связано с наставничеством. Депутат, по сути, может выступать в роли наставника для своего округа, особенно для молодежи, а принципы наставничества могут значительно улучшить его работу. Мой пример – отличная иллюстрация того, как наставничество может помочь молодежи в сельской местности раскрыть свой потенциал, получить качественное образование, развиваться личностно и профессионально, а также активно участвовать в жизни своего сообщества. Это вдохновляющий опыт, который стоит распространять и масштабировать. Опыт наставничества как депутата дал свои положительные результаты: 1-делюсь своими знаниями с молодыми людьми, желающими участвовать в общественной жизни, формирую у них понимание о работе органов власти, мотивирую их к участию в решении местных проблем. 2-оказываю поддержку молодежным проектам, помогаю в поиске ресурсов, содействую в реализации идей. 3-Чувствуется повышение доверия к органам местного самоуправления. Поскольку своим трудом и вниманием к актуальным вопросам, завоевал доверие местных жителей. Вместе с активными жителями решаем проблемы. В заключении хочу добавить - На всех этапах жизни и развития наличие опытного и компетентного наставника играет критически важную роль. Это утверждение справедливо как для профессионального роста, так и для личностного развития, оказывая глубокое влияние на формирование личности и достижение жизненных целей. Важно понимать, что наставник – это не просто источник информации, а доверенное лицо, готовое помочь и поддержать. Отношения наставника и наставляемого строятся на взаимоуважении, доверительном общении и взаимной поддержке. Наличие такого наставника значительно повышает шансы на успех как в профессиональной, так и в личной жизни. Поэтому поиск и установление таких отношений являются одним из важнейших инвестиций в собственное будущее.