Номинация
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА — ДЛЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ
Организация наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования города Томска
Проблематика

Актуальность: С каждым годом молодых руководителей в системе образования становится все больше. Это не спонтанная ситуация, а взвешенные решения и эффективная системная работа по привлечению и сопровождению молодых руководителей. Об этом свидетельствует и обязательная профессиональная переподготовка, и серьезные курсы повышения квалификации, и восстановленная система наставничества. Проблематика: Успех развития школы будет зависеть от гармоничного сочетания теории и практики управления. Молодой, вновь назначенный руководитель, полон новых идей, направленных на повышение качества образования, он стремится к повышению результативности деятельности коллектива, но зачастую для воплощения идей ему не хватает управленческих компетентностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

Действие/решение

Любой новый сотрудник, всегда проходит через период адаптации на новом месте работы. И новый руководитель - не исключение. Но мало того, что он будет сталкиваться с разными сложностями в этот период, так еще и его организацию будет лихорадить - ведь его работа отражается на организации в целом. Организации несут значительные человеческие и финансовые потери, когда назначенный руководитель, не может успешно приспособиться к управленческим обязанностям. Часто вновь назначенные на должность руководители испытывают дезориентацию и замешательство: новая роль не ощущается так, как должна, а задачи кажутся слишком масштабными У нового руководителя очень много новых задач - да у него вообще все новое.С новыми задачами возрастает тревожность, поэтому как только новшеств становится слишком много, тревожность перерастает в панику и производительность резко падает. Этим и объясняется резкое снижение мотивации и производительности новичков на 2-3 месяце работы. Выход здесь только один: плавно и постепенно знакомить молодого руководителя с новыми задачами. Проект "Организация системы наставничества для руководителей образовательных учреждений города Томска" был разработан департаментом образования администрации Города Томска и группой руководителей образовательных организаций города. Наставник должен соответствовать всем следующим требованиям: • Стаж работы в должности руководителя образовательной организации г. Томска не менее 5 лет; • Наличие подтвержденных результатов успешной (эффективной) управленческой деятельности, в том числе являться победителем (призером, лауреатом) конкурсов профессионального мастерства по должности «руководитель образовательной организации» регионального или всероссийского уровней. • Наличие положительного заключения по результатам оценки эффективности деятельности руководителей образовательной организации системы общего образования Томской области; • Наличие удостоверения (сертификата) о прохождении курсов повышения квалификации по программе наставничества (например, «Реализация целевой модели наставничества в условиях современного образования». Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала. Проектом предусматривается четыре категории наставляемых: • Педагогический работник, включенный в резерв управленческих кадров муниципальной системы образования г. Томска; • Вновь назначенный руководитель образовательной организации муниципальной системы образования г. Томска; • Руководитель (директор) образовательной организации муниципальной системы образования г. Томска, включенной в состав школ с низкими образовательными результатами на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования в соответствии с Методикой выявления таких организаций (Рособрнадзор) • Руководитель образовательной организации муниципальной системы образования г. Томска, получивший по результатам оценки эффективности деятельности руководителей образовательной организации системы общего образования Томской области заключение о необходимости помощи наставника/тьютора (общий результат оценки эффективности 50% и ниже) в соответствии с Порядком оценки эффективности деятельности руководителей 00 системы общего образования Томской области. Основными задачами наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования г. Томска являются: • повышение эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и качества выполнения должностных обязанностей с учетом его потребностей, затруднений, достижений; • оказание практической помощи руководителям образовательных организаций в приобретении и развитии профессиональных знаний, умений, навыков через реализацию персонализированной программы наставничества с целью эффективного управления образовательной организацией по реализации государственной политики и задач в сфере образования; • подготовка к эффективной и качественной деятельности в качестве руководителя образовательной организации (для членов резерва управленческих кадров муниципальной системы образования г. Томска); • ускорение процесса профессионального становления и развития начинающего руководителей образовательной организации, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; • содействие в выработке навыков профессионального поведения руководителей образовательных организаций, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; • знакомство руководителей образовательных организаций, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. В муниципальной системе образования г. Томска применяются различные формы наставничества руководителей образовательных организаций по отношению к наставнику или группе наставляемых (по двум моделям «руководитель - руководитель», «резервист - руководитель»). Применение конкретных форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества, имеющихся профессиональных затруднений, запроса, наставляемого и имеющихся ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов Организация системы наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования г. Томска - Наставничество организуется на основании распоряжения начальника департамента образования администрации Города Томска «Об утверждении положения о системе наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования г. Томска». -Начальник департамента образования администрации города Томска: • осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования г. Томска; • издает локальные акты о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования г. Томска; • утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их; • утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования г. Томска; • издает приказы о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных' с наставнической деятельностью; • способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.); • способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; • способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.); • способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства управленческих кадров, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества руководителей образовательных организаций, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества руководителей образовательных организаций; -Куратор реализации программ наставничества руководителей образовательных организаций: • назначается начальником департамента образования администрации Города Томска; • своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии руководителей и резервистов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых; • предлагает начальнику департамента образования кандидатуры руководителей образовательных организаций, соответствующих требованиям, предъявляемых к наставнику, для назначения в качестве наставников для каждой категории наставляемых; • разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества руководителей образовательных организаций в муниципальной системе образования города Томска; • ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета - официального сайта департамента образования администрации Города Томска/страницы, социальных сетей; • формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества руководителей образовательных организаций, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно с наставником; • осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми сообществами; • организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций; • курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества; • организует мониторинг реализации системы наставничества руководителей образовательных организаций в муниципальной системе образования г. Томска; • осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности наставляемых в различные формы наставничества и повышения квалификации управленческих кадров, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества руководителей образовательных организаций; • фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения. - Стимулирование реализации системы наставничества руководителей образовательных организаций муниципальной системы образования г. Томска является инструментом мотивации и выполняет три функции - экономическую, социальную и признание их деятельности и заслуг, рост репутации, привлечение высококвалифицированных специалистов, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов. Нематериальные виды стимулирования наставнической деятельности: • наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления; • наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников и управленческих кадров, в том числе в качестве членов жюри; • награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте администрации Города Томска, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах; • для популяризации роли наставника и повышения его статуса возможны так же такие меры, как организация и проведение фестивалей, форумов (в том числе городского форума «Молодые - молодым»), конференций наставников; проведение конкурсов профессионального мастерства и т.д.; организация сообществ (ассоциаций) наставников, проведение конкурсов на лучшего наставника муниципалитета с вручением премий. Материальное (денежное) стимулирование предполагает увеличение годового премиального фонда руководителя образовательной организации за осуществление наставнической деятельности на сумму, равную 3 окладам по первой группе оплаты труда руководителя. В случае осуществления наставнической деятельности в отношении двух наставляемых премиальный фонд увеличивается на 4 оклада по первой группе оплаты труда руководителя, а в случае осуществления наставнической деятельности в отношении трех и более наставляемых премиальный фонд увеличивается на 5 окладов по первой группе оплаты труда руководителя. Увеличение премиального фонда устанавливается на весь срок реализации персонализированной программы наставничества. Увеличение премиального фонда за осуществление наставнической деятельности может быть отменено в случае установления факта некачественного осуществления этой деятельности (невыполнение программы (дорожной карты), отсутствие отчетов об исполнении программы, неучастие в мероприятиях для наставников (конференции, форумы и др.), отсутствие аналитических и методических материалов, обобщающих положительный опыт наставничества

Результат

Результаты Проекта 1. повышение эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и качества выполнения должностных обязанностей с учетом его потребностей, затруднений, достижений; • оказание практической помощи руководителям образовательных организаций в приобретении и развитии профессиональных знаний, умений, навыков через реализацию персонализированной программы наставничества с целью эффективного управления образовательной организацией по реализации государственной политики и задач в сфере образования; 2. подготовка к эффективной и качественной деятельности в качестве руководителя образовательной организации (для членов резерва управленческих кадров муниципальной системы образования г. Томска); 3. Профессиональное становление и развитие начинающего руководителей образовательной организации, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; 4 Выработка навыков профессионального поведения руководителей образовательных организаций, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; 5. Знакомство руководителей образовательных организаций, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. В настоящее время сформированы 25 пар наставничества. 9 пар завершили проект и смогли повысить качество образования в образовательных учреждениях. В течение 2024 года были назначены 9 руководителей образовательных организаций г. Томска. Благодаря Проекту все руководители закрепились в учреждении.