Номинация
МОЛОДЫЕ КАДРЫ — НА СЛУЖБЕ СТРАНЫ
Летняя школа журналистики как одно из направлений развития медиаобразования и воспитания у детей и подростков традиционных ценностей
Проблематика

Летний период – активная пора социализации обучающихся. В период летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Летняя школа журналистики – это площадка, где ребёнок находится под присмотром педагога, занят интересным делом, где он общается со сверстниками, узнаёт много нового. Летняя оздоровительная кампания играет большую роль в жизни детей. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно отмечал, что «организация летнего отдыха детей является важнейшей задачей для всей страны в целом». Нужно создать для детей такие условия, чтобы они не только хорошо отдохнули, но и освоили новые направления деятельности, развили свои способности, узнали много новой информации. Большую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения играют средства массовой информации. Поэтому организация медиаобразовательной работы, в том числе в каникулы, является мощным фактором социального развития подрастающего поколения. Вот уже 14 лет я являюсь наставником юных журналистов двух городов на севере Свердловской области - Карпинска и Волчанска. За эти годы реализовано немало творческих проектов. Один из них - Летняя школа журналистики. Летняя школа журналистики – это новое для территорий Северного управленческого округа Свердловской области направление работы с детьми в период летних каникул. Реализуемый опыт может быть полезен и представителям других регионов нашей страны. Летняя школа журналистики – это возможность организовать для детей полезный и интересный досуг в период каникул, познакомить с основами медиаграмотности, рассказать об основных жанрах журналистики, способах сбора и обработки информации. Летняя школа журналистики создаёт условия для самоопределения и самореализации подростков, стимулирует детей на активное самообразование, достижение поставленных целей, формирует информационно-коммуникативные навыки, необходимые в современной жизни. Дети развивают устную и письменную речь; учатся собирать, обрабатывать и распространять социально значимую информацию; расширяют свои представления о жизни общества; знакомятся с творчеством известных журналистов. Актуальность обусловлена быстроменяющимся медиамиром, постоянно растущими информационными потоками, и усовершенствованием технических и цифровых способов получения, обработки и распространения информации, необходимостью поиска новых направлений в работе с детьми.

Действие/решение

Летняя школа журналистики - это проект сразу для двух территорий Северного управленческого округа. Социальными партнёрами моего проекта выступают Редакция газеты "Волчанские вести" (входит в состав Государственного автономного учреждения печати Свердловской области "Редакция газеты "Карпинский рабочий" - редакция газеты "Волчанские вести" располагается в Волчанске по ул. Уральского Комсомола, 4) и Центр детей и молодёжи Карпинска (располагается в Карпинске по ул. Мира, 70а). Занятия посещают дети в возрасте от 10 до 17 лет включительно из Карпинска и Волчанска. Занятия в Летней школе провожу я - активный представитель молодёжи города. Мне 33 года, 17 лет из них я посвятила работе в СМИ, и 14 лет назад начала работать с юными журналистами - ребятами, которым интересно открывать новое, публиковать материалы, рассказывать о ярких событиях региона. Я люблю свою работу, люблю свою малую родину, свой регион, свою страну и готова передавать эту любовь подрастающему поколению, воспитывая в низ самые светлые качества и развивая их творческие способности. Партнёрами проекта Летняя школа журналистики выступают также Свердловский творческий союз журналистов (содействие в проведении занятий); факультет журналистики Уральского федерального университета (содействие в проведении занятий); Библиотечно-музейный центр Волчанского городского округа (содействие в организации игровых программ). Работа Летней школы журналистики организуется при редакции газеты "Волчанские вести" в Волчанске и Центре детей и молодёжи в Карпинске. В процессе работы Летней школы журналистики обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение детей, направленное на создание социально-педагогических условий для комфортного времяпровождения школьников и развития их творческих способностей. Во-первых, оказывается помощь ребёнку в умении адаптироваться в детском коллективе. Создание благоприятной атмосферы достигается путём проведения различных тренингов. Например, на темы «Нам легко общаться», «Я часть команды», «Семь шагов к уверенности в себе», которые позволяют ребятам познакомиться друг с другом, укрепить навыки командной работы. Во-вторых, создаётся развивающая среда, которая позволяет ребёнку узнавать новую информацию. Это становится возможным благодаря организации мастер-классов, в том числе с использованием дистанционных технологий, и привлечением экспертов. Так, например, с помощью специальной платформы были организованы онлайн-встречи с Сергеем Фёдоровичем Плотниковым, профессиональным журналистом, редактором сайта Свердловского творческого союза журналистов; с Дарьей Степановой, журналистом Областного телевидения, автором и ведущей программы «Национальное измерение» (оба из Екатеринбурга); студентами исторического факультета Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), филологического факультета Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург). Мастер-классы проводились и в режиме офлайн, например, о секретах красивых фотографий рассказала Ксения Морова, журналист и профессиональный фотограф из Карпинска, об основах редактирования текстов – Анастасия Бабушкина, руководитель молодёжного информационного центра и педагог Центра детского творчества из Краснотурьинска. Подобные встречи имеют и профориентационную направленность. В-третьих, разработка и внедрение тематических мероприятий в игровой форме способствует созданию условий для творческой и социальной самореализации подрастающего поколения. Например, мною был разработан и реализован медиаобразовательный продукт «Игра для юных журналистов «Редакционные задачки»». Суть игры заключается в поиске решений предложенных задач в составе небольших команд (по 3 – 4 человека) и их открытого обсуждения. Команде, которая предложит больше правильных решений, вручается приз. В задачах отражены реальные ситуации из жизни редакции городской газеты. Также организуется пресс-тур юных журналистов (к примеру, в соседний город – в библиотеку или музей для знакомства с историей, участием в тематической игре). В-четвёртых, важным элементом работы Летней школы журналистики является организация творческой деятельности детей. Обязательное условие для каждого ребёнка – возможность подготовить творческую работу, в данном случае – публикацию в любом из информационных жанров журналистики на заданную тему. Например: 2022-й год – тема Летней школы журналистики: популяризация профессий Свердловской области и сохранение исторической памяти; 2023-й год – тема: творчество известного детского писателя Владислава Петровича Крапивина (год 85-летия со дня его рождения); 2024-й год – тема: МедиаСемьЯ (посвящена Году семьи). Материалы наших юнкоров размещаются в молодёжном интернет-СМИ «Акулы пера» (https://vk.com/akuly_pera5 - этот интернет-проект был создан Палецких М.В. совместно с юнкорами как площадка для творческой самореализации. В-пятых, творческий рост возможен через мотивацию к участию в конкурсах разного уровня, конференциях, семинарах. Летняя школа журналистики – это семь занятий. Проводятся они в период с середины июля до конца августа (1 раз в неделю по пятницам). Поэтапно проект реализуется следующим образом: Май – подготовка программы, обсуждение плана с социальными партнёрами, планирование занятий. С начала и до середины июля – размещение в социальных сетях анонсов о реализации Летней школы журналистики с приглашением принять участие в занятиях, указанием контактных данных. Июль – август: публикация анонсов (если есть гость на занятии); проведение занятий по пятницам в период с 16:30 до 18:00. Примерный план: 19 июля: Знакомство друг с другом и с планом Летней школы журналистики. Открытое обсуждение темы: роль журналиста и писателя в жизни общества. Тренинг. 26 июля: Учимся писать ярко. Теория: Основы подготовки текста в разных жанрах журналистики. Источники информации. Основы создания яркого образа на примере произведений известного журналиста (как автор ярко может передать образ героя, как интересно описать ситуацию, как передать эмоции героя, что важно и для читателя журналистских текстов, ведь независимо от того, в каком жанре твой материал, важно задеть читателя за живое). Возможно пригласить гостя из числа журналистов вашего города, организовать онлайн-встречу. 2 августа: Занятие в форме игры. Приведу пример игр, которые проводили в рамках Летней школы в 2023-м году по творчеству В.П. Крапивина. Игра по произведениям В.П. Крапивина. Практика: выполнение заданий на станциях. Всего 3 станции. Командам выдаются маршрутные листы. За правильное выполнение задания начисляются баллы. Количество игроков в команде: от 3-х человек. Станция 1. Угадай произведение. К изучению предлагаются отрывки из 5 произведений В.П. Крапивина. Нужно вписать в бланк названия этих произведений. Баллы: за каждое верное название + 1 балл. Время на выполнение: 10 минут. Станция 2. Допиши произведение. Команде предлагаются из 5 отрывков произведений В.П. Крапивина (дублируются с прошлой станции) выбрать одно и придумать его продолжение. Объём: не менее 100 слов. Баллы начисляются по критериям: - полнота и образность раскрытия темы; - соответствие содержания творческой работы заявленной теме; - творческая индивидуальность; - оригинальность идеи; - грамотность. Баллы: в полном объёме – 2 балла; недостаточно – 1 балл; отсутствует = 0 баллов. Время на выполнение: 10 минут. Станция 3. Сделай фото. Предлагается сделать фото с книгой В.П. Крапивина в двух жанрах: - портретное индивидуальное; - фотозаметка (должно быть запечатлено действие, например, читает книгу, вручает другому участнику команды и т.д.). Баллы начисляются по критериям: - качество исполнения; - задумка; - соответствие жанру; - оригинальность. Баллы: в полном объёме – 2 балла; недостаточно – 1 балл; отсутствует = 0 баллов. Время на выполнение: 10 минут На станции «Сделай фото» каждая команда получает ключ от кабинета и его описание. По этому описанию кабинет нужно найти, открыть. В кабинете команде необходимо из отдельных слов собрать цитату из произведения В.П. Крапивина. На данной станции можно пользоваться Интернетом. На выполнение задания даётся 10 минут. Команда справилась с заданием – 2 балла. Команда справилась наполовину – 1 балл. Команда не справилась с заданием – 0 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов отмечается грамотой. В 2024-м году игру-лекцию готовила и проводила моя выпускница Виктория Маркова – студентка 2 курса факультета журналистики Уральского федерального университета. Виктория не только рассказала об учёбе в университете, но и в игровой форме дала ребятам ценные советы, как успешно учиться на факультете журналистики, какие «фишки» можно использовать для материалов. Считаю важным не терять связь с выпускниками, если есть такая возможность, нужно обязательно привлекать их к образовательному процессу, просить делиться опытом с более юными коллегами. Связь поколений не должна прерываться. 9 августа: Пресс-тур юных журналистов / или творческая лаборатория Пресс-тур – это визит журналистов на территорию города, учреждения, предприятия в целях знакомства и подготовки публикации. Программа пресс-тура юнкоров: - экскурсия по городу (учреждению, предприятию); - познавательно-игровая программа совместно с социальными партнёрами (у нас в 2023-м году была по творчеству В.П. Крапивина. Автор данной разработки организовывал пресс-тур юных журналистов двух городов – Карпинска (их больше) и Волчанска – в Волчанский городской округ, где для ребят была проведена экскурсия по городу, а затем сотрудники Централизованной библиотечной системы провели в библиотеке познавательно-игровую программу по творчеству В.П. Крапивина). В 2024-м году по техническим причинам вместо пресс-тура была организована творческая лаборатория: дети разрабатывали сценарий для тематического видеосюжета. Была организована самостоятельная командная работа с распределением обязанностей – отработка навыков в формате молодёжной редакции. 16 августа: встреча с интересным гостем по теме Летней школы. 23 августа: планёрка. На этом занятии обсуждаем с ребятами темы для публикаций/фоторепортажей/видеосюжетов. Каждый вправе выбрать, о чём и в какой форме он захочет рассказать. На подготовку есть неделя! 30 августа: Подведение итогов Летней школы журналистики, вручение сертификатов участников, презентация творческих работ (демонстрация видеороликов, фото, текстов). По итогам Летней школы журналистики каждому воспитаннику вручается сертификат о прохождении обучения. Самые лучшие работы воспитанников участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках, что так же способствует объективности оценки итогов реализации данной программы. Главный результат – это практические работы детей, которые получают высокую оценку на разных конкурсах, семинарах, конференциях. В 2022-м году материалы детей о профессиях региона увидели свет в Молодёжном интернет-СМИ «Акулы пера» и были направлены на областной конкурс детских и молодёжных медиаработ «МЕДИАТОР», организованный Свердловской региональной общественной детской организацией «Каравелла». Приятно отметить, что в этом конкурсе наши ребята завоевали ГРАН-ПРИ за цикл работ, посвящённых человеку труда, ещё двое удостоились призовых мест в личных номинациях. Вот работы наших призёров: https://vk.com/@akuly_pera5-ne-tam-chisto-gde-ubiraet-dvornik-a-tam-gde-est-soznatelnye , https://vk.com/@akuly_pera5-legko-li-byt-policeiskim В 2023-м году Валерия Воронюк из Волчанска готовила сюжет, посмотреть его можно здесь: https://vk.com/akuly_pera5?w=wall-3723861_2513%2Fall Валерия рассказала о том, как прошёл пресс-тур юных журналистов. В дальнейшем опыт нашей работы был представлен на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, приуроченной к 85-летию со дня рождения Почётного гражданина Екатеринбурга, Тюмени и Свердловской области «Владислав Крапивин: философ, писатель, педагог и журналист». Мероприятие проходило в областной библиотеке им. В.Г.Белинского (https://vk.com/marina_paletskih?w=wall36885164_21634 и ещё на мероприятии для юнкоров в знаменитой «Каравелле»: https://vk.com/marina_paletskih?w=wall36885164_21639 В 2024-м году в рамках взаимодействия с Областной газетой (г. Екатеринбург) – наша воспитанница Мария Берендт из Карпинска подготовила публикацию об итогах Летней школы. Познакомиться можно здесь: https://oblgazeta.ru/society/education/2024/08/62116/ Писать для главной газеты Свердловской области – это очень ответственно, и Мария с этой задачей справилась. Опыт проведения Летней школы журналистики был представлен мною во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, приуроченной к 85-летию со дня рождения Почётного гражданина Екатеринбурга, Тюмени и Свердловской области "Владислав Крапивин: философ, писатель, педагог и журналист" (https://vk.com/marina_paletskih?w=wall36885164_21634), в Международной научно-практической конференции "Цифровая журналистика: технологии, смыслы и особенности творческой деятельности", которую организовал факультет журналистики Уральского федерального университета. Мероприятие прошло параллельно с Уральским медиафорумом в новом кампусе УрФУ (https://vk.com/marina_paletskih?w=wall36885164_22051).

Результат

- Подготовка детьми творческих медиаработ по итогам обучения в Летней школе журналистики (за время реализации проекта учащимися были подготовлены сотни публикаций о земляках, о значимых проектах и мероприятиях) для молодёжного интернет-СМИ «Акулы пера», СМИ Северного управленческого округа, Областной газеты. - Участие в творческих конкурсах для юных журналистов (по итогам реализации Летней школы журналистки мои воспитанники завоевали десятки наград в творческих конкурсах). - Профессиональное самоопределение: среди выпускников Летней школы есть те ребята, которые поступили на факультеты журналистики и уже там показывают высокие результаты творческой деятельности. К примеру, в 2023-м году моя выпускница Вика Маркова поступила на факультет журналистики Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, набрав за творческий конкурс 100 баллов из 100 возможных. Окончив первый курс факультета журналистики УрФУ, проходила практику под моим руководством – в редакции газеты «Волчанские вести». По итогам работы отмечена тремя наградами в конкурсе журфака. Мои ребята поступали на факультет журналистики Уральского федерального университета, Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, Югорского государственного университета, Челябинского государственного университета. - Участие в форумах для юных журналистов (в 2022 – 2024 гг. мои воспитанники успешно прошли отборы на образовательные интенсивы Фонда поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение» (20 человек), отбор на обучение в образовательном центре «Сириус» в Сочи по программе «Литературное творчество. Журналистика и медиа» (всего поступило более 1200 заявок со всей России, выбрали всего 90 человек, в том числе 1 мой воспитанник); выпускники Летней школы – активные участники окружных слётов юнкоров в Краснотурьинске и Серове, областных юнкоровских сборов «Хорошая погода», всероссийского фестиваля «ШКИТ-ФЕСТ»). - Формирование базы полезных материалов, что позволяет мне как наставнику юных журналистов транслировать опыт работы профессиональному сообществу на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, приуроченной к 85-летию со дня рождения Почётного гражданина Екатеринбурга, Тюмени и Свердловской области «Владислав Крапивин: философ, писатель, педагог и журналист». Мероприятие проходило в областной библиотеке им. В.Г.Белинского (https://vk.com/marina_paletskih?w=wall36885164_21634 и ещё на мероприятии для юнкоров в знаменитой «Каравелле»: https://vk.com/marina_paletskih?w=wall36885164_21639