Номинация
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА — ДЛЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ
Целевая модель наставничества администрации Киржачского района Владимирской области
Проблематика

Поступление на муниципальную службу или переход из одного структурного подразделение в другое неизбежно сопровождается определенным периодом адаптации у сотрудников, принятых на муниципальную службу. Актуальность проекта заключается в оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации муниципальным служащим, в отношении которых осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей. Ведь многие уверены, что каждый желающий, трудоустроившийся на должности муниципальной службы, справиться с данной задачей легко и просто. Но на деле, увы, не так, и граждане, трудоустроившиеся на различные должности муниципальной службы сталкиваются порой с трудностями, которые замедляют процесс работы. Вот поэтому так необходимо: -ускорение процесса профессионального становления и развития муниципальных служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; -содействие в выработке навыков служебного поведения муниципальных служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения; -формирование у муниципальных служащих, в отношении которых осуществляется наставничество приверженности к профессиональной культуре органа местного самоуправления, создание благоприятного морально-психологического климата; -повышение мотивации муниципальных служащих органа местного самоуправления к эффективной профессиональной служебной деятельности, укрепление приверженности идеям и убеждениям, отраженным в ценностях и миссии органа местного самоуправления при осуществлении профессиональной служебной деятельности; -формирование нетерпимости к коррупционным правонарушениям; -обеспечение формирования и развития профессиональных знаний и навыков муниципальных служащих, в отношении которых осуществляется наставничество; -ознакомление муниципальных служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, с целью повышения профессионального уровня.

Действие/решение

Наставничество- это одно из направлений формирования кадрового состава. Наш президент В.В. Путин сказал: «Значимой задачей считаю развитие движения наставничества. Только так, объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнёрство и взаимопонимание поколений,мы сможем быть сильными». Командой администрации Киржачского района был реализован проект в социальной сфере, направленный на развитие муниципальной службы. В связи с тем, что стала проблема с нехваткой и текучестью кадров, понижением мотивации у служащих, вновь пришедших на службу возникла идея реализации такого проекта. Команда, состоящая из сотрудников социальной сферы на тот момент, а именно: Канайлова Елена Николаевна-заместитель главы администрации района по социальным вопросам (муниц.стаж- 14 лет), Кротова Татьяна Владимировна-председатель комитета по социальным вопросам , физической культуре и спорту администрации Киржачского района (муниц.стаж 19 лет), Нестерчук Наталья Николаевна-заместитель начальника управления образования администрации Киржачского района (муниц.стаж 9 лет), Сотников Андрей Олегович-начальник отдела развития туризма (муниц.стаж 4 года), Яшина Екатерина Анатольевна-Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Киржачского района (муниц.стаж 9 лет) разработала проект и реализовала его в социальной сфере. Реализация проекта была начата в 2024 году .Было разработано положение о наставничестве на муниципальной службе в администрации Киржачского района Владимирской области. В положении были предусмотрены: цели и задача наставничества, организация процесса наставничества, права и обязанности участников наставничества, оценка результативности наставничества и стимулирование работы наставника. Основными этапами наставничества были определены это организация наставничества, подбор кандидатов для наставничества, в отношении которых планируется осуществлять наставничество и конечно сам выбор и назначение наставников, осуществление самого наставничества, представляющее собой процесс разнообразных подходов с учетом целей и задач наставничества, а также профессионального уровня наставляемого и этап завершения наставничества. Первым, что было разработано это памятка первых шагов для поступающего на службу. Второе, что было предпринято это составление психологического портрета наставника. Необходимо было определить тех людей кто разделяет ценности и понимает специфику муниципальной службы, кто желает быть наставником, кто имеет способность передавать имеющиеся знания и умения, накопленный опыт, профессиональное мастерство, имеет авторитет в коллективе, а также умеет радоваться успехам наставляемых и поддерживать их мотивацию. Люди были определены. На этапе осуществления наставничества определены подходы к наставничеству: инструктаж, объяснение, демонстрация. Были приняты вспомогательные инструменты наставничества: индивидуальный план мероприятий по наставничеству, памятка, список нормативных правовых актов, обязательных для ознакомления муниципальным служащим, вводная лекция, организация служебного места наставляемого в одном кабинете с наставником, обзорная экскурсия по зданию. На этапе завершения наставничества в обязательном порядке идет получение обратной связи от наставников, который оформляется в виде отчета о результатах работы муниципального служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводится анкетирование о процессе наставничества и работе наставника. Оценку результативности деятельности наставника дает непосредственный руководитель наставляемого на основе достигнутых результатов наставничества.

Результат

В результате нашего проекта по итогам 2024 года 5 сотрудников, пришедших на работу в администрацию Киржачского района в социальную сферу на должности, связанные с культурой, образованием, опекой несовершеннолетних, со спортом , успешно прошли все этапы наставничества. Из вновь устроенных сотрудников на муниципальную службу в 2024 году текучки кадров не было. Статистика показывает, что сотрудники, прошедшие периоды наставничество, более заинтересованы во всех вопросах. Проявляют инициативу в прохождении дополнительных курсов, показывают заинтересованность и и инициативу в решении рабочих вопрос. В результате реализации проекта в социальной сфере администрации Киржачского района были закрыты вакантные должности. Наставникам по итогам года были вручены благодарственные письма главы района. Наставники имели возможность выступить и поделиться опытом с сотрудниками администрации других сфер. Наш опыт был реализован в других сферах администрации, таких как экономика и сельское хозяйство, строительство.